Главная страница сайта "Точка ZRения" Поиск на сайте "Точка ZRения" Комментарии на сайте "Точка ZRения" Лента новостей RSS на сайте "Точка ZRения"
 
 
 
 
 
Авторам 
Главный редактор 
Выпускающий редактор 
Гостиная 
Поддержать журнал 
Обратная связь 
Анонсы 
Уланова Наталья
Молчун
Не имеешь права!
 

 
Рассылка журнала современной литературы "Точка ZRения"



Здесь Вы можете
подписаться на рассылку
журнала "Точка ZRения"
На сегодняшний день
количество подписчиков : 177
524/252
 
 

   
 
 
 
Гостиная
Наш гость: Лагутин Геннадий

Сегодня в Гостиной журнала современной литературы «Точка ZRения» новый гость — писатель Геннадий Иванович Лагутин.

Краткая биография:
Образование высшее — факультет режиссеров ТВ Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н.Черкасова.
Родился 8 апреля 1946 года в Брянской области.
В 16 лет, после окончания школы, работал на Брянском электровакуумном заводе слесарем КИПиА.
В 1967 году – после победы на конкурсе — фотокорреспондент Брянского телевидения.
С 1969 года — кино-телеоператор
С 1974 года — режиссер Мангышлакского ТВ (Город Шевченко, Казахская ССР)
С 1977 года — главный режиссер Мангышлакского ТВ
С 1989 года — директор студии телевидения космодрома Байконур.
С 1997 года — директор и главный редактор государственной телерадиокомпании «Тверь», (филиала Всероссийской государственной телерадиокомпании)
С 2008 года на пенсии.
Имеет Государственные и Правительственные награды РФ, награды общественных организаций и Русской православной церкви.
Прозаик, член Международного Союза писателей "Новый современник".
Член Союза журналистов СССР с 1969 года, Союза журналистов России с 1993 года.
Лауреат многих литературных конкурсов, печатался в различных периодических изданиях и литературных сборниках.
За литературную деятельность награжден медалью им.Ф.М. Достоевского «За Красоту, Гуманизм, Справедливость» и «Звездой Ампары» за победы в конкурсах фантастического рассказа.
Выпустил книги рассказов «Острова моей памяти», и двухтомник «Белый свет»

 

Интервью с Геннадием Ивановичем Лагутиным (Г.Л.) ведёт педагог, писатель Вера Свириденко (В.С.).

Геннадий Иванович ЛагутинГеннадий Иванович Лагутин

Вера СвириденкоВера Свириденко

«Лейтенант Роза и ложки» … Название рассказа как-то запечатлелось в памяти и не отпускало. Именно этот боевой «лейтенант Роза» и стал для меня проводником в мир творчества замечательного автора Геннадия Ивановича Лагутина. Необычайно теплый, красивый язык повествования, яркие метафоры, цельность и завершенность произведений привлекают внимание к творчеству автора. Но самое главное в рассказах Геннадия Лагутина это его герои: сильные, мудрые, настоящие. Однажды познакомившись с ними, невольно потом возвращаешься к их жизни. Это живые люди, живущие где-то рядом. И неважно кем является герой: бойцом ли, прекрасно осознающим, что этот бой для него последний, девушкой, случайно столкнувшейся с войной в уже давно мирное время или сказочным старцем, изменившим жизни многих людей. Каждый герой рассказов Геннадия Лагутина многое говорит миру своими поступками, мыслями, даже шутками. Каждое произведение автора это результат его приятия мира, его размышлений, работы его души.
Очень хочется сказать огромное спасибо автору за талант рассказать о жизни так, что невольно задумываешься о своих поступках, о своей жизни и меняешься, вольно или невольно. Автор вовлекает читателя в свои раздумья о жизни, без нотаций и нравоучений, и эти мысли находят резонанс в душе. И это особенно ценно.

В.С.:
Здравствуйте Геннадий Иванович! Спасибо огромное, что оказали мне честь, дав согласие на это интервью. Для меня оно первое, поэтому, немного волнуюсь. Ну что же, начнем?

Г.Л.
— Все в этой жизни, когда-нибудь приходится делать в первый раз. Главное, ввязаться в процесс, и будь что будет! (улыбается)

 

В.С.:
Геннадий Иванович, что для Вас Ваше творчество: профессия, отдушина или потребность и средство сказать миру что-то важное?

Г.Л.:
— Профессией, свое литературное творчество, даже при желании, назвать не могу. Тем более, что писать я начал, практически, вынужденно. И пишу всего четыре года. Что это для меня? Хобби? И это не могу утверждать. Вот один хороший писатель, говоря обо мне и обращаясь к читателям, написал такое предисловие к моим работам: «Знаете, что отличает очень сильного, очень талантливого прозаика от посредственного? Стиль? Богатый словарный запас? Умение с ювелирной точностью выписывать отдельные детали?
Нет, нет и еще раз нет.
Главное его отличие — в том, что он всегда говорит о главном. Причем, имеет способность настолько конкретно выделить это «главное», что, вдруг, после прочтения произведения, у читателя рождается наивная надежда: как только это прочтут хотя бы сотня читателей — человечество осознает свои заблуждения и ошибки, раскается во всех грехах и начнет новую жизнь. Да, такое вот ощущение, будто автор — как доктор — точно установил диагноз и даже назначил лечение. И с этого момента есть все основания верить в лучшее».
Наверное, и в понимании того, ЧТО и ЗАЧЕМ я пишу, следует исходить из этой цитаты. И моих произведений.

 

В.С.:
Каковы основные направления Вашего творчества?

Г.Л.:
— Каких-либо особых пристрастий у меня нет. Так что и о направлениях говорить не приходится. Темы возникают спонтанно. Сегодня это может быть сказка, завтра фантастика, послезавтра рассказ о судьбе человека в сегодняшней жизни… Я не могу объяснить, почему так — словно кто-то нашептывает мне в уши эти темы, а дальше, как говорится, дело техники.

 

В.С.:
Что для Вас важнее: написать технически выверенное и грамотное, но «холодное» произведение, или произведение, наполненное живыми чувствами, содержащее технические огрехи?

Г.Л.:
— Прежде чем ответить на Ваш вопрос, расскажу, как я сам читаю чужие работы. Мне совершенно не важно, так ли уж грамотно написана работа, за исключением, конечно, вопиющих случаев, типа «прохлада полуденного солнца» или «спокойствие горного ручья». Я не выискиваю, там ли поставлена запятая… Или не там. Я не корректор. Мне важно в произведении совсем другое — что именно мне хотел сказать своим творением Автор?! Какую мысль закладывал он в свои строки? Что я должен вынести из этих строк после прочтения? Соответственно так же пишу и сам. Стараюсь, по крайней мере.
Отсюда и мое отношение к критике произведений, моих, например. Если критик сходу начинает указывать мне, где я должен поставить запятую, употребить другое слово или оборот — я такую критику читать не буду. Я не писал диктант по русскому языку. Все эти грамматические огрехи легко убрать и поправить. Но если в произведении нет авторской мысли — это непоправимо. А до этого у многих «критиков» уже и не доходит — исчерпали себя на запятых….
Ответил ли я на вопрос?

 

В.С.:
Мое знакомство с писателем Геннадием Лагутиным началось с рассказа «Ложки и лейтенант Роза». Потом я ждала каждое новое произведение. Геннадий Иванович, расскажите, как в Ваше творчество пришла война, ее люди, каждого из которых можно считать героем.

Г.Л.:
— Можно я начну отвечать издалека. Просто вспомнился случай из детства. Было мне тогда что-то около шести лет. Проснулся я рано-рано утром, от непонятной тревоги — меня разбудил какой-то легкий гул. Я прислушался…Казалось, что где-то далеко летит большое количество самолетов, которые приближаются…Первая мысль: «Война!». И ничего другого! Никакой другой мысли. У кого из сегодняшних детей придет такая мысль в голову?
Я не помню сейчас, что было дальше — закричал ли я, спрятался ли под одеяло — не помню. А испуг, пронзивший до костей — помню. Да и как не помнить?! У нас, детей послевоенного поколения, война в наших генах и хромосомах, всосанная с молоком матерей. И живет эта наследственная память до сих пор.
Мой покойный отец — фронтовик, офицер. И воевать ему пришлось почти до 1956 года. Мы жили в Литве, где орудовали тогда «лесные братья». Окна нашей квартиры были затянуты металлической сеткой, чтобы не бросили в окно гранату. Мы с папой ходили в лесочек рядом с гарнизоном, за грибами. Отец переодевался в «гражданку», а в кармане пистолет с двумя обоймами и две гранаты.
Так что тема войны была всегда со мной. И позже, когда стал работать на ТВ. Не было на Брянщине людей, кого так или иначе война бы не затронула. Я встречался с этими людьми. Сейчас всё услышанное от них в памяти всплывает.
Да…Я забыл рассказать про тот гул, что меня разбудил. Все просто. У нас висел репродуктор, такая черная картонная тарелка — возможно, видели это в кино. И в шесть утра включили трансляцию. Раздался сперва такой легкий эфирный гул, который я и принял за гул самолетов, а секунд через тридцать заиграли Гимн Советского Союза. Это было шесть часов утра. И вот это я до сих пор помню.

 

В.С.:
Геннадий Иванович, что, по-Вашему, надо нам делать сейчас, чтобы война никогда не повторилась?

Г.Л.:
— Возможно, я Вас разочарую своим ответом, но пока будет существовать человечество, большие или малые войны будут происходить, как они были всегда. По сути, история человечества — история постоянных войн. В человеке изначально заложен ген агрессии (это научный факт). Без этого гена не было бы диктаторов, убийц. Но без этого гена не было бы и лидеров. Писатель — фантаст Станислав Лем в своем романе «Возвращение со звезд» хорошо описал общество, где у людей искусственно, при рождении, удаляют этот ген. Не хотелось бы жить в таком обществе. Человечество превратилось в стадо баранов.
И если продолжить эту тему, то люди создали цивилизацию, где войны есть продолжение политики и экономики. И война — самый прибыльный бизнес. Так что вывод один: войны были и будут — никуда от этого не деться, хотя каждый понимает, что они несут людям. Потому приходится относиться к этому, как к неизбежному злу, как к землетрясениям и прочим природным катаклизмам. Не нравится, а куда деваться? Просто человечество должно научиться договариваться, слушать и уважать друг друга — тогда какая-то надежда на избавление от этого зла появится.

 

В.С.:
Кто из героев Ваших рассказов о войне и жизни Вам наиболее близок и почему?

Г.Л.:
— Я никого не могу выделить. Все мои герои образы собирательные. Я вылепил каждого из них, дал ему пристанище в своих произведениях, где они теперь живут. Потому они все важны для меня и близки, как мои дети.

 

В.С.:
Ваши рассказы «Злотый першченек, злотый першченек на шченьсчье…» и «Резеда! Резеда!...Я ромашка!» о войне и о любви. Любовь и война — насколько это совместимо? И что, на Ваш взгляд, любовь на войне для человека?

Г.Л.:
Смотря что, Вы понимаете под любовью. Если только отношения между женщиной и мужчиной, то это только малая часть той любви, что существует на войне. Без любви к семьям, любви к Отечеству, любви к нашим идеалам победить в войне невозможно. Только Любовь делает так, что Человек на войне остается Человеком. А разве памятник в Трептов-парке не есть символ этой любви? Так что любовь на войне это всё!
И вот кстати: Любовь может быть даже к своему вождю. Еще наши пра-прадеды шли в бой «За Веру, ЦАРЯ и Отечество!» А солдаты Великой Отечественной шли в бой «За Родину, за СТАЛИНА!» И вера у них была, вера в Победу. Плохо только то, что сейчас это всё очерняется, помоями поливается! 

 

В.С.:
Геннадий Иванович, цикл Ваших сказок для взрослых заставляет о многом задуматься. Сказку мы слышим с первых дней. Сказки с нами идут по жизни. Мы верим или не верим в них. А что для Вас сказка: волшебство, нечто невозможное, несбыточное, способ рассказать о чем-то важном, или…?

Г.Л.:
Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намёк!». Хочется, чтобы сказки стали былью…Наивно? Может быть.

 

В.С.:
Геннадий Иванович, герои Ваших сказок придуманы или имеют своих реальных прототипов? Расскажите о них.

Г.Л.:
Конечно придуманы, хотя отдельные имеют своих прототипов. Скажем, Непей есть подобный человек в Вологодской области. Только он не бывший военный, а просто деловой мужик.

 

В.С.:
- Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал слова некогда популярной замечательной песни «С чего начинается Родина». А с чего или с кого начинается Родина для Вас?

Г.Л.:
Вопрос очень сложный. Для меня Родина люди, носители понятий: ум, совесть, честь. К сожалению, таких людей становится все меньше в нашей стране. Оттого и понятие Родина тускнеет все больше. Мне не хочется видеть Родину, разделенную на две половины, как сейчас. Одни купаются в золоте, другие с трудом сводят концы с концами.

 

В.С.:
«Я это сделать должен,
В этом судьба моя.
Если не я, то кто же?
Кто же, если не я?» —
слова из стихотворения Роберта Рождественского. Геннадий Иванович, о каком поступке, деле своей жизни Вы могли бы сказать так же?

Г.Л.:
В моей жизни не было ничего особо героического. Я жил в такое время, когда главенствовало слово «надо». И я жил по этому принципу. Надо и почему это не можешь сделать ты?! Без вопроса: «А сколько мне за это заплатят?»

 

В.С.:
Геннадий Иванович, согласны ли Вы с Александром Сергеевичем Пушкиным в том, что «жалок тот, в ком совесть не чиста»?

Г.Л.:
Я-то согласен. Только всё у нас гипертрофировалось в стране. И бессовестные теперь в почете, им завидуют, с них берут пример. «Он умеет жить» так часто говорят о каком-либо нуворише. Только всё это от бездуховности, от непонимания того, что есть истинная ценность в этой жизни.

 

В.С.:
Каждый человек гордиться своим «богатством». А в чем Ваше богатство?

Г.Л.:
В моей семье, в моих друзьях и товарищах, в моих воспоминаниях. Даже если знаком со многими людьми только через Интернет.

 

В.С.:
 «Возлюби ближнего своего, как себя самого» — известная библейская истина. А что это означает? Что есть любовь вообще?

Г.Л.:
Вы снова сворачиваете на тему любви. Однако боюсь вас разочаровать. Любовь в 16 лет совсем не то, что в 25 лет и, уж совсем не то, что когда твой шестой десяток лет пошел на вторую половину. Потому в этом вопросе, не хотел бы навязывать кому-то свое мнение. Мне кажется, что любовь в жизни самопожертвование во имя другого человека или высокой цели.

 

В.С.:
 А Ваши 10 заповедей, какие они? Почему именно это?

Г.Л.:
А почему они должны быть только МОИМИ? Они общечеловеческие. И лучше этих заповедей ничего нет. А они всем известны.

 

В.С.:
Детство свое помнит каждый человек. А каким было Ваше детство?

Г.Л.:
Разным. И голодным, и страшным, порой. И всё же счастливым. У меня есть цикл рассказов «Острова моей памяти». Там несколько рассказов о детстве. 

 

В.С.:
Согласно теории Эрика Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур, известных как состояния Я: Ребенок, Взрослый, Родитель. Чтобы Ваш Ребенок сказал этому миру взрослых?

Г.Л.:
Наверное, он бы сказал так: «Господи, зачем ты сотворил этот мир таким несовершенным и несправедливым???»

 

В.С.:
- Геннадий Иванович, как Вы думаете, чему и как, в первую очередь, следует учить детей в школе?

Г.Л.:
Ответственности за себя за свои слова и поступки.

 

В.С.:
 Рано или поздно, но перед каждым человеком в той или иной форме встает вопрос: «Зачем я в этом мире?». Каждый находит свои ответы на этот вопрос. А как бы вы ответили на него?

Г.Л.:
Я не знаю ответа на этот вопрос, как не знает ответа никто из населяющих нашу планету. С точки зрения здравого смысла, человечество на земле нонсенс. Потому не уверен, что кто-то смог найти ответ.

 

В.С.:
Геннадий Иванович, что для Вас дружба? Что Вы могли бы простить другу, а что — никогда?

Г.Л.:
Возможно, я удивлю вас, но сейчас у меня нет настоящих верных друзей. Те, что были? Их либо уже нет в живых, либо потеряны. Но они живут в моей памяти. Новых я не стараюсь заводить, опасаюсь предательства и разочарования. А предательство я не прощаю никому. Тем более что предавали меня часто, особенно в последние годы, когда девизом стало: «Каждый сам за себя»

 

В.С.:
Самое неприятное для Вас качество человеческой личности? Почему?

Г.Л.:
Высокомерие и апломб, особенно, если под ними нет никакого фундамента. Как только я вижу, что человек считает себя суперзвездой, хотя на деле просто пустышка такой человек для меня больше не существует. Бог сотворил всех равными.

 

В.С.:
Геннадий Иванович, что страшнее подлость или равнодушие? Почему?

Г.Л.:
Равнодушие. Из равнодушия рождаются все остальные человеческие пороки, в том числе и подлость. У меня есть написанная статья «Fashismus vulgarius», где я прямо провожу параллель между фашизмом и равнодушием. По сути это одно и то же. Это мое мнение, не претендую на истину в последней инстанции.

 

В.С.:
В настоящее время, к сожалению, многие качества личности человека определяют зачастую не в зависимости от его настоящих личностных проявлений, а скорее на основе национальной принадлежности. А что Вы думаете об этом?

Г.Л.:
Мне жаль таких людей, которые, как вы говорите, определяют качества личности человека на основе национальной принадлежности. Это предельно глупо. Каждый человек не теряет, а обогащается за счет общения с людьми других национальностей, равно как и они обогащаются от общения с нами. Я долго жил в Казахстане, неплохо знаю историю и культуру этого народа, у меня осталось там много друзей вот это и есть мое богатство. Разве это плохо?

 

В.С.:
Знаете, когда-то давно прочла одну фразу о том, что отношение к миру человека во многом проявляется в его отношении к животным. А было ли в Вашей жизни живое существо, о котором бы Вы могли сказать: «Это МОЯ собака, кошка, птица…»

Г.Л.:
Сегодня у меня нет ни кошки, ни собаки. Умерли от старости. А новых завести не могу и не хочу. Это были мои друзья и таковыми останутся. Я однолюб.

 

В.С.:
Геннадий Иванович, Вы часто смотрите на звезды? Что они Вам рассказывают? Какую роль в Вашей жизни играет общение с природой?

Г.Л.:
Наверное, сейчас я больше пессимист, чем романтик, которым был всю жизнь. Мой романтизм закончился в 1991 году, когда я понял, ЧТО ждет мою страну, каждого из нас. Всё так и произошло. Достаточно взглянуть на окружающий нас мир. Когда-то звезды вызывали у меня чувство восхищения этим огромным миром, непонятным и загадочным. Сейчас наводят только на мысль о бренности всего. Ведь звезды так же, как люди, рождаются и умирают. А зачем всё это? Зачем рождаются, зачем умирают?
Природа? Уже несколько лет я лишен возможности общения с ней…Думаю, понятно, как мне этого не хватает. А люблю лес и море. Очень люблю. Когда-то ездил в лес, чтобы просто лечь в лесу на траву и поспать…

 

В.С.:
Юмор в Вашей жизни? Что для Вас по-настоящему смешно?

Г.Л.:
Смех-то сквозь слезы!!! Не перестаю удивляться человеческой глупости.

 

В.С.:
Геннадий Иванович, что стоит для Вас за словами Марина Цветаева «Господи! Душа сбылась!»?

Г.Л:
Не знаю доподлинно. Наверное, это когда обретаешь гармонию с окружающим миром. Только о какой гармонии сегодня может идти речь?

 

В.С.:
«Счастье тоже ведь разным бывает: кто-то в награду его получает, кто-то в страданиях лишь добывает, а кто-то же, словно шутя, умело играя, несчастье чужое в счастье свое превращает». А в чем заключается для Вас счастье? Какое оно, счастье писателя Геннадия Лагутина?

Г.Л.:
Уважаемая Вера! Я вам отвечу вопросом на вопрос: А ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ? Дайте мне точное определение ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ. И уверен не дадите такого определения. Ибо никто не знает, что это такое. Для кого-то счастье в деньгах. Но…разве деньги кого-либо сделали счастливым? Для кого-то в любви. Для кого-то в работе, в любимом деле. Для кого-то в детях. Можно продолжать бесконечно. Потому затрудняюсь с ответом. Так что и не знаю, счастлив ли я сегодня.

 

В.С.:
Какие семь желаний загадали бы Вы, окажись у Вас в руках цветик-семицветик?

Г.Л.:
Мне не надо исполнения семи желаний. Достаточно одного: пусть этот мир станет совершенным.

 

В.С.:
В практике психологов часто используется одно задание. Необходимо 5 раз ответить на вопрос «Кто я?», ранжируя ответы по значимости для себя. А кто Вы, человек Геннадий Лагутин, и кто Вы, автор Геннадий Лагутин?

Г.Л.:
Признаюсь, мне не очень понятен этот психологический тест, ибо на все вопросы я могу ответить однозначно: «Человек». И других ответов у меня нет. Пусть каждый понимает сам, что я вкладываю в понятие Человек, и решает, так это или нет

 

В.С.:
Геннадий Иванович, спасибо огромное, что подарили такое замечательное знакомство с человеком и автором Геннадием Лагутиным. Что Вы скажите читателям на прощание?

Г.Л.
Делайте, что дОлжно и …будь что будет! Удачи вам всем!

 

Редакторы журнала «Точка ZRения» благодарят Веру Свириденко и Геннадия Лагутина за встречу, интереснейшую беседу и приятное сотрудничество!

 

В Гостиной журнала «Точка ZRения» с писателем Геннадием Лагутиным беседовала педагог, писатель Вера Свириденко.

 

При любом использовании материалов интервью ссылка на сайт «Точка ZRения» обязательна.


 
 
     
     
   
 
  © "Точка ZRения", 2007-2017