Главная страница сайта "Точка ZRения" Поиск на сайте "Точка ZRения" Комментарии на сайте "Точка ZRения" Лента новостей RSS на сайте "Точка ZRения"
 
 
 
 
 
Авторам 
Главный редактор 
Выпускающий редактор 
Гостиная 
Поддержать журнал 
Обратная связь 
Анонсы 
Уланова Наталья
Молчун
Не имеешь права!
 

 
Рассылка журнала современной литературы "Точка ZRения"



Здесь Вы можете
подписаться на рассылку
журнала "Точка ZRения"
На сегодняшний день
количество подписчиков : 1779
530/260
 
 

   
 
 
 
Гостиная
Наш гость: Надя Коваль

Сегодня в Гостиной журнала современной литературы «Точка ZRения» новый гость — журналист и музыкальный критик Надя Коваль.  

Надя Коваль о себе:
Я — женщина средних лет и приятной наружности. Только недавно, наконец-то, научилась улыбаться и радоваться всему. Понравилось. Влюблена. Все желания мои исполняются. Что ещё нужно для счастья?


Вера Свириденко о Наде Коваль:

О жизни с музыкой в душе
Волшебство создания музыки души —
Рассказ о ней в словах и звуках
Так сложен и так прост.

Для меня всегда были загадкой люди, владеющие музыкальными инструментами, умеющие извлекать из казалось бы самых обычных вещей волшебные звуки, позволяющие увидеть мир в красках. Мне кажется, что этот дар: слышать каждую вещь, каждое явление мира в музыке  дается лишь тем, кто может донести это чудное видение до других.
Произведения Нади Коваль наполнены музыкой. Они звучат то мягко и  лирично, то немного тревожно, заставляя задуматься над тем, о чем пишет Надя. Удивительна ее  способность  рассказать о том, что волнует, о том, что окружает, так, что к ее рассказам возвращаешься вновь и вновь. Вместе с ее героиней испытываешь жгучее чувство раскаяния за то, что когда-то не смогла ее героиня отстоять свое мнение, а приняла  «рекомендованное» комсомольской чиновницей  решение («Признание»), понимаешь всю глубину-боль одиночества, заставляющего одного из героев ее рассказов сказать: «А что наша жизнь? Монотонная работа, мизерная зарплата, одиночество. Хорошо, если повезёт встретить любимого человека. А без этого — тоска» («Париж-Техас»).
Прикосновение  к  прошлому, видение его в будущем, соединение с настоящим, очень органичное и пронзительное, не оставляет равнодушным, вызывает в душе настоящую бурю чувств и эмоций. Умение с точностью затронуть и верно воспроизвести мелодику души своей и своих героев отличает ее произведения. Невольно начинаешь и в своей жизни находить именно те акценты, о которых пишет Надя. Кому не знакомо вот это: «Я жду тебя каждый день, каждый миг... Вернее, я жду не тебя, а сам момент твоего появления. Мне не нужно длительное нахождение с тобою, мне важен исключительно момент встречи, как подтверждение действительности невозможного. Я не хочу находиться с тобою в течение долгого времени, мне достаточно всего лишь одного дня и одной ночи. Быть с тобою дольше, значит привыкнуть и скучать.  Однажды  ты сказал, что когда мы встретимся, между нами произойдёт подобие извержения вулкана или солнечного затмения» («Сон и наваждение»)?
Большинство рассказов Нади — это размышление автора о жизни, о самых разнообразных  ее проявлениях, о маленьких и больших событиях, о людях, оставивших след в душе Нади. И люди эти становятся и твоими знакомыми, настолько ярко и чисто они нарисованы автором. В ее героях узнаешь и своих соседей, друзей, себя.
Самым удивительным для меня был факт, что я, человек далекий от теории музыки (вероятно, как последствие вынесенного мне в детстве «приговора» преподавателя музыкальной школы о моей «музыкальной глухоте»), с увлечением читала ее очерки и критические  статьи. И мне все было понятно в этой недосягаемой для меня области человеческого знания и творчества.
Разноплановость произведений, разнообразие ярких героев, красивый образный язык — все это характеризует творчество Нади. В своих рассказах раскрывается и сама Надежда — яркая, тонкая, глубоко чувствующая личность,  умеющая слушать и слышать собеседника,  сочувствовать и сопереживать, разделить боль и радость. И складывается ощущение, что пишет она свои заметки о жизни  той музыкой, что звучит в ее душе.

 

А теперь, мы побеседуем с Надей Коваль (Н.К.)
Вопросы задает Наталья Уланова (Н.У.)


Н.У.:
— Здравствуйте, Надя! Рады приветствовать Вас!

Н.К.:
—  Здравствуйте, Наташа! И я тоже рада! Спасибо за приглашение в гости. Хотя это было немного неожиданно для меня. Я ничем особенным не отличилась ещё (улыбается).


Н.У.:
— Ваша проза — о личной ответственности. Требовательности. Не только к себе, но и ко всем, кто вместе с тобой. С одновременным даром легкости, радости. С четким разъяснением, как наше завтра никогда не будет нашим сегодня, что быть серьезным — неправильно. Как Вы сберегли в себе пружину того любопытства, которая не превратила Вас в слишком взрослую?

Н.К.:
— Наташа, Вы знаете, у меня ведь не проза в высоком её понятии — это только намётки какие-то, проба писать. Я ведь не профессионал. Ответственность перед другими и требовательнось к самой себе — это, прежде всего от родителей. Я не думаю, что в том, что пишу, разъясняю, что «наше завтра никогда не будет нашим сегодня». Если сама точно не знаю, как всё в мире устроено, как я могу кого-нибудь поучать? Правильно это или неправильно — быть серьёзным — тоже не знаю. Есть моменты в жизни, когда надо быть серьёзным. А иногда нужно и посмеяться. Мне нравится познавать, открывать новое. Считаю день потерянным, если, например, ничего не почитала. Как Вы правильно заметили, Наташа, я не хочу быть слишком взрослой, но в то же самое время, не хочу быть смешной, стараясь оставаться эдакой молоденькой девчушкой. Мне нравится быть такой, какая я есть. Быть естественной. Без выпендривания и показухи. 


Н.У.:
— В чем Вы нашли себя, реализовались, как личность?

Н.К.:
— Думаю, что окончательно я реализуюсь только перед смертью (улыбается). Пока же я нахожусь в процессе реализации (улыбается). По крайней мере, поняла, что из всего многообразия занятий, которым может посвятить себя человек, мне больше всего нравится писать. Особенно мне нравится писать о музыке.


Н.У.:
— Вы прибегаете к компромиссам, соглашаетесь на них?

Н.К.:
—  Интересная вещь получается, Наташа. Слово «компромисс» в русском языке некий носит отрицательный характер. Помните страшно осуждающее выражение: «он пошёл на компромисс со своею совестью»? Так вот, в этом контексте я на компромиссы не соглашаюсь. Мне всегда стыдно перед моей совестью. Она для меня — самый главная судья. Да. А вот в испанском языке «compromiso» означает обязательство, обязанность, обещание. Поэтому я всегда иду на «компромисс» в его «испанском» значении, то есть стараюсь быть ответственной за свои обещания, поступки, слова.


Н.У.:
—Мудрецы йоги считают, что боль и радость человеческой жизни происходит от слов. Согласны ли Вы, что слово материально? И мы — это то, о чем мы думаем.

Н.К.:
—  Да, абсолютно согласна с тем, что слова доставляют и радость, и боль. Этого никто не будет отрицать. Но не совсем согласна с выражением «мы то, что мы думаем». Думаю, что мы то, что мы делаем.
С другой же стороны уверена, что наша жизнь такая, как мы её себе представляем и что мы от неё хотим. То, что мы имеем в жизни — это результат наших желаний и помыслов.


Н.У.:
— Можно ли сравнить состояние счастья с хорошей погодой или мгновенной вспышкой?

Н.К.:
— Для меня это не так, Наташа. Вот, например, я очень люблю дождливую погоду. И я могу быть безумно счастлива, идя под зонтиком с любимым человеком. Или просто сидеть у окна и смотреть, как капли попадают на листья деревьев.
С мгновенной вспышкой — не могу сравнить. Хотя состояние счастья и не перманентное, оно всё же длится дольше, чем вспышка (улыбается).


Н.У.:
— Вас будоражат предчувствия?

Н.К.:
— Нет, не будоражат (улыбается). Просто у меня как-то очень развито это «чувство предчувствия». Может быть ещё и потому, что я люблю воображать и выдумывать. Это мне необходимо для того, чтобы писать. А так, как мысли материальны, как мы с Вами уже убедились, всё, о чём думаешь — всегда сбывается. Вот Вам и «предчувствия» (улыбается).   


Н.У.:
— В чем Ваша сама простая человеческая радость?

Н.К.:
— Наташ, ну, наверное, это, как однажды сказал Зиновий Гердт, — сходить в туалет по маленькой нужде (улыбается).  


Н.У.:
— Вам сложно просить о помощи?

Н.К.:
— Нет, мне не сложно просить опомощи. Просто я этого стараюсь не делать. Мне нравится жить по принципу — «Хочешь, чтобы вышло хорошо — сделай сам». Этому меня научил мой свёкр.


Н.У.:
— Можно без оглядки и без остатка погрузиться в страсть?

Н.К.:
—  Как известно, согласно общественной морали, погрузиться без остатка в страсть нельзя. Кто же тогда работать будет? (улыбается).   Но я так поступаю всегда, потому что знаю, что страсть — гостья  редкая. Если она ко мне приходит, то я её очень любезно принимаю.


Н.У.:
—Как надо реагировать на неудачи и сложные жизненные обстоятельства и как их воспринимать?

Н.К.:
— Реагировать — это как кому нравится, или кто как привык. Я неудачи и сложные обстоятельства воспринимаю как неотъемлемую часть нашей жизни. Стараюсь сделать так, чтобы разрешить их наиболее эффективно. Здесь у каждого всё получается в меру личных способностей и жизненного опыта.


Н.У.:
—Рано или поздно все проходит?

Н.К.:
— Думаю, что да.


Н.У.:
—Возможно ли, однажды устать от всех своих побед и достижений?

Н.К.:
— Не знаю. Может быть у меня их просто было мало? Я люблю мои «победы и достижения».
Потому что они мои, потому что у меня много планов и проектов. И основная идея заключается в том, чтобы они свершались. Я не люблю незаконченные или нереализованные задумки.


Н.У.:
—Страстных по-настоящему почти нет?

Н.К.:
— Есть, наверняка. Мир велик, людей много.


Н.У.:
—Если творческая составляющая не в силах чувствовать, блистать и будто просит перерыва… Нужно ли замолчать, замереть,  начать пересматривать хорошие фильмы, спектакли, слушать музыку? Или напротив, — не дать ей спуску, вышибить клин клином? 

Н.К.:
— Всегда важно смотреть хорошие фильмы, спектакли, слушать музыку. Не имеет значения, если ты продолжаешь что-то создавать или временно этим не занимаешься. Для творческого человека необходим обмен впечатлениями, мнениями и опытом. Это такая питательная среда, без которой просто нельзя существовать.


Н.У.:
—Верно ли, что нельзя смешивать себя с чужой верой, а необходимо создавать собственную; иметь свою веру относительно того, что делаешь; отвергать знаки, которые наваливаются и просят обратить на них внимание?

Н.К.:
—  Вы, наверное, говорите больше не о вере, а о собственном концепте, собственном мнении. Я всегда за оригинальность. Мне бывает интересно чужое мнение, но я стараюсь сформировать моё собственное обо всём. Тем не менее, я открыта для «знаков» со стороны. Иногда они помогают видеть привычные вещи в другом аспекте.


Н.У.:
— Должны ли мы делать то, что считаем нужным и важным: говорить о тревоге, кричать, если больно, смеяться, когда счастливы...

Н.К.:
—  Естественно. В моём случае — это мой основной принцип.


Н.У.:
— Должна ли литература испытывать известные всем нам заповеди на прочность, чтобы из этого испытания родилась внутренняя энергия культуры народа, ее представляющего?

Н.К.:
—  Писать, думая, что это пойдёт в энергетическую копилку культуры народа — это, на мой взгляд, тщеславно. Я — за то, чтобы писатель был откровенен, открыт, естественен.  


Н.У.:
— Могут ли простые человеческие истории пройти мимо сознания и чувств? Или автор заранее знает, что затрагивать такие темы — беспроигрышный вариант?  

Н.К.:
—  Если говорить о литературе, то, думаю, всё замешано на «простых человеческих историях». Говорить о них — это естественно. Вот, я Вам скажу, почему трудно хранить тайну? Потому что всегда хочешь поделиться с кем-то своими «историями». Так и в литературе — чаще всего пишется о своём жизненном опыте, переживаниях и сомнениях.   


Н.У.:
— Какой должна быть женщина — железной или кружевной? (улыбается)

Н.К.:
— Она должна быть женственной, милой, умной. Я глупость, конечно, сказала — «должна быть». Это кто как хочет.


Н.У.:
— Что Вы читаете?

Н.К.:
— Я стараюсь читать известных авторов. Недавно перечитала «Посторонний» Альберта Камю. А сейчас читаю «Идентичность» Милана Кундеры. 


Н.У.:
— Вы можете определить парадигму нового поколения?

Н.К.:
— Ой, Наташа! Это же очень сложный вопрос. Философский. Для меня «новое поколение» — это, прежде всего мои дочки. А так как они у меня замечательные, то и поколение в целом я воспринимаю хорошо. Новое поколение — это исторический продукт. Что мы можем сделать против хода истории и естественного общественного развития? 


Н.У.:
— Согласны ли Вы, что литература дает не прямой ответ на жизнь, а только косвенный?

Н.К.:
—  Объективно «ответить на жизнь», я думаю, никто и ничто не может. Литература, как и любой другой вид искусства, объясняет жизнь субъективно, так как она — продукт личностный. Каждый писатель представляет жизнь по-своему.


Н.У.:
—Пристолкновении с многослойной ложью и обманом, надо ли упорствовать, чтобы докопаться до истины?

Н.К.:
— Это же кошмар какой-то «многослойная ложь и обман»! Не дай бог с таким столкнуться! (улыбается) Но если бы я столкнулась, думаю, что поупорствовала бы. Кстати, должна отметить, что это весьма трудно. Говорю так, потому что знаю о существовании некоторых заведомо ложных фактов и утверждений, связанных, например с мировой историей и политикой, идти против которых  в одиночку просто нет смысла.


Н.У.:
—Нужно ли тщательно скрывать и предавать забвению некоторые вещи, чтобы связанные с ними сложности не запятнали будущее поколение?

Н.К.:
— Наташа, откуда у Вас такой серьёзный, политический вопрос? (улыбается) Моё мнение таково, что ничего и никогда скрывать не надо. Правда всегда лучше. А потом, Вы же сами знаете, что всё тайное становится явным!


Н.У.:
— Выжить — значить победить?

Н.К.:
— Победить, это, конечно, хорошо. Хоть и существует расхожее мнение, что жизнь это борьба, надо всё же иногда расслабиться, а иногда и попросту сдаться, уступить. Часто то, с чем мы боремся, само уходит с нашей дороги.


Н.У.:
—Вы довольны всеми когда-либо принятыми решениями?

Н.К.:
—  К сожалению, нет. Все мы склонны ошибаться.


Н.У.:
— Слушаешь Вас, и не хочется заканчивать. Но, пора прощаться… Спасибо за интересную беседу, Надя! И напоследок, Ваши пожелания читателям.

Н.К.:
— Пусть все будут здоровы!


Благодарим за встречу и приятное сотрудничество. Спасибо Вам!


При любом  использовании материалов интервью ссылка на сайт «Точка ZRения» обязательна.


 
 
     
     
   
 
  © "Точка ZRения", 2007-2024